Подбор торгового персонала: порядок действий. Часть 3. Ошибки управления сотрудниками в рознице
Наиболее распространенные ошибки управления персоналом в рознице - это:
- подбор не человека под задачи и функции должности, а функции и задачи под знания, навыки и личностные особенности человека
- вынужденное принятие условий соискателя или работника (например, как результат шантажа «повышайте зарплату или уволюсь» и так далее)
- игнорирование назревающих или уже существующих проблем в рабочем коллективе
- восприятие построения команды сотрудников как единовременного действия, а не как постоянного процесса, невнимание к этому вопросу
- отсутствие системного управления персоналом
- тотальная «слежка» и избыточный контроль за действиями работников.
После того, как Вы приняли решение, на каких должностях и сколько сотрудников будут у Вас работать, обязательно вспомните о такой полезной бизнес-функции как аутсорсинг, то есть, произведение определенного вида работ или оказание услуг внешними силами, без найма для этого собственного сотрудника (либо его замены на внешнего исполнителя этих работ или услуг). В любом регионе РФ уже давно есть организации или фрилансеры (индивидуальные предприниматели), предлагающие предоставление таких видов услуг.
Аутсорсинг дает возможность экономить на расходах Вашей компании на заработную плату, а также на аренду, поскольку в определенных случаях позволяет уменьшить арендуемые площади за счет снижения штата наемных сотрудников, которые их ранее занимали. Время от времени я слышу от своих клиентов-предпринимателей, что они опасаются сотрудничества с внешними или специалистами, но считаю эти опасения совершенно напрасными. Если грамотно подготовить договор на оказание аутсорсинговых услуг с профессиональным юристом, заранее предусмотреть в нем наиболее вероятные варианты развития событий и произвести тщательный отбор потенциальных исполнителей, то и плюсов от формата аутсорсинга Вы получите существенно больше, чем гипотетических потерь. Рекомендую при этом уделять достаточное время для составления подробного технического задания к такого рода договорам, с максимально ясным и полным описанием тех видов работ и услуг, которые необходимо будет выполнить, а также определите конкретные сроки их выполнения. Для любого нормального специалиста возможность постоянной подработки является весьма существенным аргументом для того, чтобы выполнять свою работу максимально качественно и сотрудничать с Вами максимально длительное время. В свою очередь, Вы сможете сэкономить на затратах на оплате труда, поскольку в подавляющем количестве розничных магазинов по многим видам работ, на самом деле, нет такого объема загруженности работника по времени, чтобы, например, бухгалтер или специалист по рекламе трудился у Вас полный 8-часовой рабочий день.
Какие же функции (работы, услуги) можно вынести на аутсорсинг:
- бухгалтерский учет – довольно большое число моих клиентов-владельцев розничных магазинов и даже небольших сетей магазинов, приглашают бухгалтера не более, чем 1 или 2 раза в неделю, на 2-3 часа в день;
- финансовый учет и анализ, кредитование – если Вы не владеете или не управляете крупной розничной сетью магазинов, консультант (или директор) по финансам в действительности нужен Вам примерно 2-4 раза в год (то есть, раз в полугодие или раз в квартал), чтобы подвести реальные (финансовые, а не бухгалтерские) итоги работы торговой точки, а также произвести аудит деятельности бухгалтера и складских сотрудников. В большинстве случаев, такому специалисту можно доверить получение кредита для поддержания или развития Вашего розничного бизнеса, поскольку практически все специалисты по финансам имеют необходимые деловые связи в кредитных отделах или руководстве банков, прекрасно представляют условия кредитования на текущий момент и вполне могут оказать профессиональное содействие по получению требуемых Вам средств. Вознаграждение (комиссия) специалиста за привлечение средств, как правило, составляет не более 5% от общей суммы кредита. В свою очередь, банковские кредиты всегда дешевле, чем займы у бизнес-ангелов или частные займы у физических лиц (ростовщиков). Долгосрочное сотрудничество с банком позволит Вам воспользоваться и другими удобными и полезными опциями и сервисами – начиная с бесплатных консультаций по узким вопросам ведения бизнеса (в консалтинговом центре при банке) и заканчивая выгодными карточными кредитными продуктами и льготным расчетно-кассовым обслуживанием.
- управление персоналом – документирование трудовых отношений, обучение, рекрутинг, селекция, оценка персонала — для всего этого гораздо выгоднее привлекать специалиста по управлению персоналом, если штатная численность Вашей компании менее, чем 100 человек, нежели содержать собственного кадровика. Наиболее распространенная в этом случае ошибка – это поручать ведение кадрового делопроизводства секретарю, юристу или бухгалтеру. Специалистом в нескольких профессиях одновременно не может быть ни один человек, поэтому каждый сотрудник должен заниматься своим делом.
- поддержание порядка на прилегающей территории, уборка помещений торговой точки – хотя это и не лучший вариант, но такая работа часто входит в обязанности продавцов-консультантов. Хорошего впечатления на клиентов Вашего магазина такого рода экономия, как правило, не производит (исключение могут составлять разве что магазины одежды секонд-хенд или продуктовые дискаунтеры типа «Магнита»). Когда продавец-консультант, который только что демонстрировал игрушку для ребенка или предмет люксовой итальянской одежды, уже через минуту «этими же руками» энергично моет пол магазина или протирает окна, то это, мягко говоря, далеко не всем приятно видеть.
- юридические услуги – с юристом, как правило, работают при соответствующей возникновении потребности, соответственно, юридические услуги нужны Вам лишь время от времени, нечасто, например, при наличии несущих реальную угрозу жалоб покупателей, получении извещения о начисленных штрафах ИФНС или, на дай бог, повестки на допрос или в суд. Слава богу, все вышеперечисленное происходит далеко не каждый день. Кроме того, юрист может дистанционно, даже не появляясь в офисе (не тратя электроэнергию, деньги на интернет и телефон и так далее) участвовать в официальной переписке с органами государственного надзора и контроля или составить грамотно и максимально в Вашу пользу шаблоны основных, наиболее часто использующихся, договоров (например, на закупку товара).
- реклама и маркетинг – время от времени проводить маркетинговые стимулирующие акции и рекламные кампании необходимо, как и весьма полезно пользоваться такой услугой, как «тайный покупатель» (см. соответствующую статью на www.upretail.ru), а также отслеживать периодические изменения в активности конкурентов и личных предпочтениях покупателей. Все это вполне можно делать силами внештатного специалиста — рекламной компании или консультанта. Изучите рынок подобного услуг в Вашем городе: наверняка Вы найдете достаточно компаний и консультантов, оказывающих комплексные услуги по разработке и проведению маркетинговых кампаний и рекламных мероприятий. У тех, кто Вам больше всего понравится, обязательно запросите портфолио выполненных работ. И пусть на Вас работает самый лучший из них (а не самый дешевый, если, конечно, это будет не один и тот же специалист или компания, чего, как правило, «в природе» не бывает).
- программирование торговых систем, баз данных, системное администрирование локальных сетей – серьезного парка офисной и компьютерной техники для полной загрузки технического специалиста на весь рабочий день в большинстве магазинов не бывает, так что, вполне можно договориться с нормальным технарем, живущим в том же районе, либо с компаниями (актуально, как правило, для крупных городов), которые осуществляют техническую поддержку небольших компаний на договорной основе (по факту выполненных работ или на небольшой (ниже зарплаты сисадмина-штатника) абонентской плате).
Используя на условиях аутсорсинга описанных выше специалистов, можно понизить затраты на оплату труда на 50%, а иногда и более — насколько позволит бизнес, конкуренты и предпринимательский талант владельца. Вы вполне можете ограничить штат Вашей торговой точки только теми сотрудниками, которые непосредственно взаимодействуют с покупателями и осуществляют продажу товара, а также материально ответственными сотрудниками (складские работники). Все прочие виды работ и услуг можно вполне отдать внештатным специалистам и специализирующимся на этом компаниям.