Правильное место: выгодное расположение торговой точки
Старая-добрая шутка ритейлеров про том, что «для любого магазина есть три условия успеха – это место, место и еще раз место» - не такая уж шутка, хотя истины в ней (здесь я соглашусь с известной поговоркой) - только доля.
Это самое «место», то есть, точка локации магазина – скорее стартовый, отправной момент, который определяет (повышает или наоборот, снижает) дальнейшие возможности существования и развития конкретной торговой точки.
Самое важное, на что имеет смысл обращать свое внимание при выборе места расположения Вашего розничного магазина – это так называемый «трафик» (от слова «traffic» (англ.) - что значит «движение», «поток»), то есть то количество потенциальных покупателей, которые проходят недалеко от Вашей будущей торговой точки, либо которые могут проходить мимо него при тех или иных условиях. Для того, чтобы магазин имел шанс, при прочих равных условиях, быть успешным коммерчески, он должен стать, по меткому выражению одного из моих клиентов, своеобразной «ловушкой для трафика». Чтобы этого достичь, необходимо, чтобы сам трафик, а именно, его плотность в единицу времени, была максимальной — чем больше, тем лучше. Чтобы обеспечить это, необходимо при подборе места, где будет расположено помещение розничной торговой точки, учесть и выполнить 4 основных правила.
Итак, Ваш магазин должен:
1. находиться максимально близко от существующих уже мест концентрации (причем, массовой!) потенциальных покупателей; чаще всего, выделяют 2 типа таких зон – жилые массивы и торгово-развлекательные центры или рынки;
2. размещаться прямо по ходу пешеходного потока, а лучше всего – на пересечении сразу нескольких (хотя бы двух-трех) пешеходных потоков с хорошей интенсивностью движения;
3. соседствовать, причем, близко (не дальше, чем в 15-20 метров) с одной, а лучше – с несколькими остановками городского транспорта;
4. быть как можно более свободным от факторов отвлечения/снижения трафика, таких как:
- магазины-конкуренты с аналогичным товаром*
- понижающая трафик этажность расположения, то есть, отличающаяся от первого этажа (для примера, если магазин расположен в подвальном помещении или подземном этаже, то это снижает трафик как минимум на 15-20%, а на втором этаже здания - на 50%)
- дороги, отсекающие предполагаемое место нахождения будущего магазина от существенной части трафика.
Также можно выделить и дополнительные факторы привлечения покупательского трафика. По отношению к магазину их можно подразделять на:
1. внутренние – это всякого рода дополнительные услуги, которые потенциальный покупатель может иметь возможность получить в Вашем магазине попутно – банкоматы, терминалы оплаты мобильной связи, мгновенные денежные переводы, оплата коммунальных платежей, и так далее.
2. внешние – это так называемое «специально подобранное (или «дружественное») соседство» - магазины, торгующие ассортиментом товаров, дополняющих Ваши товары (например, магазин по продаже мобильных телефонов и компьютерный магазин, мебельный салон и магазин интерьерных товаров, химчистка и магазин одежды, магазин хозяйственных товаров и продуктовый магазин и т.д.).
*Соседство магазина с торговыми точками-конкурентами, торгующими аналогичным товаром – это неоднозначная тема: с одной стороны, такое соседство «отнимает» часть выручки, а с другой – притягивает дополнительный покупательский трафик за счет такого фактора как плотность расположения торговых точек с одним видом товара (так называемый «товарный кластер» в терминах девелоперов торговых центров) и, таким образом, расширения для покупателя возможности выбора, что увеличивает совокупный поток потенциальных клиентов. Влияние описанного расположения магазина на результативность его продаж нужно учитывать как минимум в зависимости от вида товара, представленного в нем.